Каталог

Акустика помещений

Акустика комнат прослушивания

На первый взгляд, комната для прослушивания музыки (КДП) мало чем отличается от помещения домашнего кинотеатра. И здесь и там фонограмма записана на носителе; и здесь и там - качественные системы звукоусиления. В обоих случаях количество зрителей-слушателей ограничено несколькими людьми. Однако, между данными помещениями разница просто огромна, если выяснить ЧТО и КАК в них слушают.

В идеале, комната для прослушивания - это акустическая модель многофункционального концертного зала. Сегодня в нем играет джаз, вчера были пианисты, а завтра - вечер симфонической музыки. Увлеченность разными стилями и видами музыки похвальна для слушателя. Но для одного и того же зала прослушивания корректное воспроизведение звучания разных стилей - одна из самых сложных задач акустики малых помещений. Идеально настроенная на джазовую музыку комната, может гораздо хуже звучать на классике, и уже совсем неприемлемо - на рок-концерте.

В отличие от многоканального звука в кинотеатрах, в комнате для прослушивания работают двухканальные системы звуковоспроизведения - стерео. Только левый и правый каналы. Поэтому ощущение "зала", объемности звучания, панорамы и глубины сцены формируются их совместной работой с ограждающими поверхностями помещения: потолком, участками стен, полом и пр.

Большое значение имеет место расположения самих акустических систем, как и место расположения слушателей в комнате. В процессе настройки звучания разница в положении акустических систем в 100 мм может существенно изменить панораму сцены. Например, контрабас в джазовой композиции может с одного места на воображаемой сцене переместиться на другое, что может быть совсем неестественно для живого порядка исполнителей на реальном концерте.

Также как и в помещении домашнего кинотеатра в КДП в обязательном порядке должно быть выполнено звукопоглощение в области низких частот. В соответствии с законами физики в малых помещениях всегда имеются проблемы частотной неравномерности звукового поля в области ниже 200 Гц. Поэтому без проведения специальных мероприятий помещение КДП по звучанию фонограммы на низких частотах никогда не станет похожа на большой или даже средний концертный зал.

И если домашние кинотеатры - это штучный товар, то хорошие комнаты для прослушивания, безусловно, произведения искусства. Их устройство - результат слаженной работы тандема: заказчик-слушатель и инженер-акустик. Первый имеет точное понимание, что он хочет услышать, второй, опираясь на законы физики и собственный опыт - помогает это реализовать на практике. В правильно устроенном помещении для прослушивания все должно быть сбалансировано: качественная аппаратура, подходящее по размерам помещение, правильное акустическое оформление данного помещения. В противном случае владелец дорогостоящей аппаратуры никогда не услышит ее преимуществ.

При проектировании помещений для прослушивания следует придерживаться следующих принципов:

  1. Форма и пропорции помещения КДП должны выбираться исходя из физических принципов распространения звука в замкнутых объемах.
  2. Для каждого конкретного помещения разрабатывается система НЧ-поглотителей, формирующая равномерное поле в низкочастотном диапазоне.
  3. Время реверберации в помещении должно находиться в диапазоне, рекомендуемом для комнат прослушивания (например, Трев = 0,4 с).
  4. Интерьер комнаты должен содержать равномерное чередование звукопоглощающих и рассеивающих поверхностей. Допускается размещение рассеивающих или отражающих поверхностей на площадках первых отражений.
  5. В помещении должны быть исключены акустические дефекты типа "порхающего" и "театрального" эха, вызванные применением параллельных звукоотражающих поверхностей и отражающих поверхностей большой площади на больших от акустических систем расстояниях.
  6. В отделке интерьера помещения должны применяться экологичные, и пригодные к длительной эксплуатации материалы с известными и стабильными акустическими характеристиками.

При строительстве помещений комнат прослушивания в качестве декоративно-акустических материалов применяются панели Decor Acoustic, панели Heradesign Fine и Heradesign SuperFine, стеновые панели Ecophon Akusto, подвесные потолки Ecophon, а также стеновые и потолочные плиты Gyptone и Rigitone Air. Для устройства комнат прослушивания применяются плиты Mappysil и акустически прозрачная ткань CARA.

В качестве внутреннего звукопоглощающего материала применяются экологически безопасные негорючие плиты Шуманет-ЭКО. Для монтажа декоративно-акустических материалов с целью исключения дребезга металлического каркаса применяется система Вибронет-профиль.

Акустика студий звукозаписи

Несмотря на то, что студии могут быть очень большими помещениями, подавляющее большинство студий, которые строятся в настоящее время имеют суммарную площадь помещения тон-зала и контрольной комнаты менее 200 м2. Времена мега-студий прошли, современная звукозаписывающая техника, позволяющая выполнять записи наивысшего качества, теперь умещается в двух чемоданах. При этом физические принципы распространения звука в помещениях, к сожалению, остались неизменными.

Для того чтобы на студии производится действительно качественный и натуральный продукт, помещения тон-зала и контрольной комнаты должны иметь необходимое, отличающееся друг от друга акустическое оформление.

Прежде всего - несмотря на сколь угодно малые размеры, в данных помещениях не должно быть проблем с записью и воспроизведением низких частот. В случае с тон-залом проблемы на низких частотах просто не дадут корректно записать инструменты с "играющим низом": ударные или бас. В контрольной комнате неконтролируемый бас приведет к тому, что фонограмма выпущенная студией будет совершенно неестественно звучать во всех других местах. Именно поэтому при строительстве студий столько внимания уделяется выбору формы и пропорций помещений, а после выполнения звукоизоляционных мероприятий достаточно большое количество времени уделяется коррекции звукового поля на низких частотах.

Для контрольной комнаты, в зависимости от ее назначения (запись стерео или многоканального звука), также существуют свои требования по размещению звукопоглощающих и звукорассеивающих материалов. Важно помнить, что если такая комната имеет свое, выраженное звучание, в других помещениях сведенная здесь фонограмма может зазвучать как угодно. Поэтому, один из самых распространенных методов устройства контрольных комнат - это создание нейтральной акустической среды в помещении. Низкое время реверберации здесь сочетается с требованием его неизменности (ровной характеристики) во всем частотном диапазоне.

При проектировании помещений студий звукозаписи следует придерживаться следующих принципов:

  1. Форма и пропорции помещений тон-зала и контрольной комнаты должны выбираться исходя из физических принципов распространения звука в замкнутых объемах. Наилучшая пропорция размеров помещения - "золотое сечение" - 1:0,62:0,38. Наихудший вариант - помещение кубической пропорции - 1:1:1.
  2. Для каждого помещения разрабатывается система НЧ-поглотителей, формирующая равномерное поле в низкочастотном диапазоне.
  3. Время реверберации в помещениях должно находиться в диапазоне, рекомендуемом для студийных помещений соответствующего объема. Для контрольных комнат небольшой площади, как правило, время реверберации не превышает Трев = 0,3 с.
  4. Интерьер тон-зала и контрольной комнаты должен содержать равномерное чередование звукопоглощающих и рассеивающих поверхностей. Допускается размещение рассеивающих или отражающих поверхностей на фронтальной стене контрольной комнаты при записи звука в формате "стерео".
  5. В зале должны быть исключены акустические дефекты типа "порхающего" эха, вызванные применением параллельных звукоотражающих поверхностей.
  6. В отделке интерьера студийных помещений должны применяться пожаробезопасные, экологичные, и пригодные к длительной эксплуатации материалы с известными и стабильными акустическими характеристиками.

При строительстве студий звукозаписи в качестве декоративно-акустических материалов применяются панели Decor Acoustic, панели Heradesign Fine и Heradesign SuperFine, стеновые панели Ecophon Akusto, подвесные потолки Ecophon, а также стеновые и потолочные плиты Gyptone и Rigitone Air. Для устройства домашних студий звукозаписи применяются плиты Mappysil и акустически прозрачная ткань CARA.

В качестве внутреннего звукопоглощающего материала применяются экологически безопасные негорючие плиты Шуманет-ЭКО. Для монтажа декоративно-акустических материалов с целью исключения дребезга металлического каркаса применяется система Вибронет-профиль.

Акустика домашних кинотеатров

Современный домашний кинотеатр сумел не только приблизился к коммерческому кинопоказу по качеству изображения и звука, но и существенно превзойти его. Потому что в отличие от зрительного зала на 100 человек (небольшой зал мультиплекса), здесь все внимание сосредоточено на 3 - 10 местах. И поэтому имеются все возможности обеспечить для такой локальной зоны наилучшие условия по изображению и звуку.

Так же, как и в коммерческих технологиях для озвучивания зрительных залов домашних кинотеатров применяется система многоканального цифрового звука в стандартах Dolby. Для достижения наиболее реалистичной картины происходящего на экране, фонограмма должна полностью и с максимальной точностью поддерживать видеоряд событий фильма. Например, если птица пролетела слева от камеры - зритель четко, одновременно с картинкой, должен услышать слева приближающийся летящий предмет, который сначала поравняется с ним, а затем окажется где-то далеко сзади. Ведь именно домашний кинотеатр, в отличие от многоместного зрительного зала, дает возможность "тонкой настройки" звучания, выводя эмоциональные ощущения при просмотре на новый уровень.

Для этого каждая акустическая система должна быть расположена в определенном месте, а само помещение зала не должно вносить в звучание никаких дополнительных оттенков. Все тембральные характеристики звучания, заданные при озвучивании фильма должны быть бережно сохранены и вовремя доставлены к уху зрителя. И, если озвучивание фильма производится в специально акустически подготовленном помещении, то для хорошего воспроизведения фонограммы помещение домашнего кинозала также должно иметь оптимальные акустические характеристики.

Хороший домашний кинотеатр - это всегда штучная работа, в которой все должно быть сбалансировано: качественная аппаратура, подходящее по размерам помещение, правильное акустическое оформление данного помещения. В противном случае разница в звучании высококачественной и недорогой системы будет просто незаметна.

Как правило, помещения для домашних кинотеатров имеют площадь менее 60 м2 и высоту не более 3 м. Это означает, что в таком помещении неизбежно, в соответствии с законами физики имеются проблемы частотной неравномерности звукового поля в области низких частот (ниже 200 Гц). Поэтому для помещения домашних кинотеатров, в отличие от старших "коммерческих" братьев, всегда производится отдельная работа по коррекции низкочастотного звукового поля при помощи специальных низкочастотных (НЧ) поглотителей звука.

При проектировании помещений домашних кинотеатров (ДК) следует придерживаться следующих принципов:

  1. Форма и пропорции помещения ДК должны выбираться исходя из физических принципов распространения звука в замкнутых объемах.
  2. Для каждого конкретного помещения разрабатывается система НЧ-поглотителей, формирующая равномерное поле в низкочастотном диапазоне.
  3. Время реверберации в зале должно находиться в диапазоне, рекомендуемом компанией Dolby. Требуемый диапазон времени реверберации зависит от объема зала.
  4. Интерьер зала должен содержать равномерное чередование звукопоглощающих и рассеивающих поверхностей, не создающих выраженных направленных отражений на зрительские места.
  5. В зале должны быть исключены акустические дефекты типа "порхающего" и "театрального" эха, вызванные применением параллельных звукоотражающих поверхностей и отражающих поверхностей большой площади.
  6. В отделке интерьера зрительного зала должны применяться экологичные, и пригодные к длительной эксплуатации материалы с известными и стабильными акустическими характеристиками.

При строительстве залов домашних кинотеатров в качестве декоративно-акустических материалов применяются панели Decor Acoustic, панели Heradesign Fine и Heradesign SuperFine, стеновые панели Ecophon Akusto, подвесные потолки Ecophon Sombra и Ecophon TAL-M, а также стеновые и потолочные плиты Gyptone, напыляемое акустическое покрытие Sonaspray. Для отделки помещений домашних кинотеатров также применяются плиты Mappysil и акустически прозрачная ткань CARA.

В качестве внутреннего звукопоглощающего материала применяются экологически безопасные негорючие плиты Шуманет-ЭКО. Для монтажа декоративно-акустических материалов с целью исключения дребезга металлического каркаса применяется система Вибронет-профиль.


Фильтры

Каталог
Чтобы управлять заказами и бонусным счётом

Фильтр заказов

Фильтры

Сортировка

Сортировка

Ваш город